Получение патентной документации

Методы решения новых творческих задач

При создании новых изделий всегда приходится решать творческие задачи потому, что, прежде всего, в новых изделиях всегда должны быть положительные признаки или свойства, которых не было в ранее созданных образцах.

Поиск новых решений развивает творческое воображение и фантазию участников этого поиска. Сам процесс поиска новых решений учит анализировать уже известные решения, сопоставлять их с предлагаемыми, выяснять достоинства и недостатки будущих конструкций, выбирать направления дальнейших поисков и добиваться решения поставленной задачи всеми имеющими техническими и технологическими средствами. Другими словами - новое решение находится путем синтеза.

Первые попытки понять закономерности творческого мышления были предприняты выдающимися учеными - философами древности Архимедом, Гераклитом, а позднее Д. Беконом, Р. Декартом и др. Они установили, что творчеством способны заниматься специально подготовленные для такого рода деятельности личности, обладающие творческим воображением и способностью к аналитическому мышлению. Часто они трактовали специальную подготовку (обученность техническому творчеству) как "божий дар" (одаренность) и приписывали эту одаренность очень ограниченному, часто весьма состоятельному кругу лиц.

Современные представления о творческих людях базируется не только на их врожденной способности все замечать и все изменять вокруг, но и на профессиональном мастерстве или всестороннем знании, т.е. процесс обучения профессиональному мастерству является одним из важных факторов в дальнейшей творческой деятельности.

Известно, что невозможно сделать более или менее важное изобретение в какой-либо области деятельности, если нет хорошего и профессионального представления об этой деятельности. Правда, бывают и редкие исключения, но именно они и доказывают, что это представление можно принять как закономерность. Как уже отмечалось, творчеству можно научить, следовательно, учитывая все вышеизложенное, напрашивается вывод:

- научить творческому отношения к любому делу можно, прежде всего, человека, который желает познать все нюансы своей профессиональной деятельности и который не допустит в этой сфере деятельности никакой маниловщины.

Исторический опыт показывает, что создатели новой техники пользовались некоторыми общими приемами или методами поиска новых решений, способствующих более быстрому достижению цели. Рассмотрим некоторые из них.

Метод "проб и ошибок". Суть метода состоит в том, что при принятии решения выбирается такой вариант, который, как говорят "лежит на поверхности", т.е. на первый взгляд очевиден. Этот вариант принимается за аналог будущего решения и анализируется с точек зрения положительных и отрицательных свойств. Следующий шаг - устранение (по возможности) отрицательных свойств или сведение их до минимума и получение таким образом следующего варианта. Вновь анализ и вновь вариант. И так до тех пор, пока не найдется приемлемое решение. Как правило, это решение не является наилучшим и не является оптимальным, так как является одним из возможных, множества конкурирующих. Оно найдено случайно, поэтому эффективность такого решения во многом зависит от профессионализма разработчика этого решения и от его интуиции.

Метод "мозговой атаки". Метод появился в 40-е годы XX столетия, когда вторая мировая война обострила потребность поиска новых технических решений в оборонной отрасли многих государств, втянутых в военные действия. Системы вооружений стали уже до этого настолько сложны, что даже их модернизация (не говоря о новых видах) стала не под силу даже гениальным конструкторам-одиночкам. Решение новых технических задач стало уделом групп конструкторов и ученых.

Метод "мозговой атаки" был предложен американским изобретателем А. Осборном, который предложил решать технические задачи коллективу по следующей схеме.

А. Создается группа специалистов, состоящая из сотрудников двух категорий мышления: "генераторов" технических идей и "экспертов", критиков этих идей. "Генераторы", во-первых, комплектуются специалистами из разных областей науки и техники. Во-вторых, они обладают бурной фантазией, творческим воображением, смелы, оригинальны в своих предложениях, способны к абстрактному мышлению, т.е. способны отвлечься от подробностей, от реальной жизни. В число "генераторов" не включаются люди, находящиеся в административном подчинении друг с другом, т.е. среди нет ни начальников, ни подчиненных. Таким образом исключается стеснение друг друга.

В число "экспертов" включаются люди с аналитическим, практическим складом ума. Обычно это разносторонне развитые люди также не связанные друг с другом никакими административными узами.

Общее руководство группой специалистов ("генераторов" и "экспертов") осуществляет наиболее опытный специалист в той области науки и техники, где необходимо найти новое техническое решение.

Б. Созданная группа проводит совещание. "Генераторы" высказывают свои гипотезы и предложения в свободной форме, устно, часто в форме идеального, фантастического, даже в шутливой форме, без какого-либо критического анализа. Чем больше таких гипотез и предложений, тем лучше. Все высказывания фиксируются. Ведущий старается уточнить некоторые моменты, вызывая и поддерживая "генераторов".

Можно использовать элементы метода "проб и ошибок" (аналогию, подобие), а также метод "теневого кабинета", при котором некоторые участники не высказывают свои идеи вслух. Такие "генераторы" больше склонны работать в "тиши", а не "на виду у всех". Свои идеи, возникающие в процессе подачи предложений, они записывают, а затем передают "экспертам". Длительность этой процедуры 30…40 минут. "Эксперты" анализируют высказанные идеи, продумывают возможности их использования, делают критический разбор всех предложений.

В. Между участниками "атаки" должны быть доброжелательные отношения. Недопустимы: ухмылки, недомолвки, скептические улыбки, критические замечания и т.п. Идеи, высказанные одним из участников, могут поддерживаться высказываниями других.

Г. Если решение не принято, создается вторая группа участников "мозгового штурма" и т.д. до получения положительного результата.

Метод "обратной мозговой атаки". Суть метода - поиск недостатков в рассматриваемом объекте, на который обрушивается ничем не ограниченная критика. Разновидность метода - "диверсионный метод", который помогает обнаружить скрытые задачи.

Синектический метод. В переводе с греческого языка синектика - это совмещение разнородных элементов. В основу синектики также положена мозговая атака. Но для нее формируют постоянную группу людей в 5 - 7 человек, которые становятся потом профессионалами в генерации новых идей. Этих людей называют синекторами.

Синекторы в своей работе используют аналогии - сходство, соответствие двух предметов или явлений в каких-либо свойствах или соотношениях.

Суть метода в том, чтобы найти близкое по сущности решение путем последовательного нахождения аналогов в различных областях знаний или исследований действий объекта в измененных условиях, даже в фантастических.

Метод "контрольных вопросов". Философ Сократ так искусно задавал вопросы собеседнику, что тот, отвечая на них, сам приходил к наиболее рациональному решению задачи. Суть метода состоит именно в этом умении ставить вопросы на интересующую нас тему. Здесь накоплен довольно солидный опыт.

В практике решения технической проблемы большое распространение получили вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, Д. Пойа, Г.Я. Бушем и др.

Сайт управляется системой uCoz